ПОРТФОЛИО ПЕРВОКЛАССНИКА. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Со 2 четверти 2015-2016 учебного года 1Б класс начал работать по программе внеурочной деятельности «Портфолио первоклассника»

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Тетрадь для учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подробнее познакомиться с программой можно на сайте издательства «Планета»

В интернет-магазине учебно-методической литературы «РОСЛИТ» можно заказать программу и тетрадь для учащихся

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности для работы с портфолио первоклассника созда-на в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей России. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько оптимально мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны, что повлияет на благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, ко-торое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей, при этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Обучающиеся младшего школьного возраста обладают высоким уровнем любознательности и чрезвычайной яркостью фантазии. Поэтому признаки одарённости можно проследить в реальной деятельности путём наблюдения за характером действий ребёнка.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только дости-жения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития, обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования.

Актуальность данной программы обусловливается мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности и заключается в том, что рабо-тать с портфолио обучающиеся должны целенаправленно и системно. Эта работа должна выстраиваться как совместная продуктивная деятельность учителя, ученика и родителей по созданию для каждого ребенка ситуации успешности. Умения, приобретённые при работе с портфолио, должны помогать ребёнку в школе, в повседневной жизни, стать осно-вой для формирования универсальных учебных действий, в первую очередь личностных.

Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий учебной и внеурочной деятельности.

Основные цели программы:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения первоклассников;
• создание условий для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности,
• обеспечение условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;
• развитие творческих способностей детей, готовности к самореализации и рефлек-сии при сохранении и укреплении физического и психического здоровья школьников.

Программа определяет ряд задач:
• создание модели работы с одарёнными детьми в рамках занятий внеурочной дея-тельностью при работе с портфолио;
• принятие общих национальных духовных и нравственных ценностей; становление основ гражданственности, патриотизма;
• принятие социальных, семейных ценностей;
• воспитание нравственных чувств и моральных норм;
• воспитание ценностного отношения к познанию и учению, к природе и окружающей среде;
• воспитание ценностного отношения к прекрасному;
• становление представлений об эстетических идеалах, ценностях и нормах.

Решение названных задач обеспечит формирование системы ценностей у первокласс-ников:
• патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
• социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
• гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
• семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
• труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настой-чивость, трудолюбие, бережливость);
• наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
• традиционные российские религии (системные культурологические представле-ния о религиозных идеалах);
• искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравствен-ный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
• природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
• человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс чело-вечества, международное сотрудничество).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение первокласс-никами:
личностных результатов:
– любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
– готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной дея-тельности,
– способность к организации собственной деятельности;
– развитие готовности к самостоятельным действиям и принятии ответственности за их результаты;
– доброжелательность, умение слушать и слышать собесед¬ника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
– формирование уважительного отношения к иному мнению;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от-зывчивости, понимания и сопере¬живания чувствам других людей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

метапредметных результатов:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– формирование умения находить наиболее эф¬фективные способы достижения ре-зультата;
– формирование умения понимать причины успеха/неус¬пеха своей деятельности и способности конструктивно дей¬ствовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного вооб-ражения, формирование научной картины мира;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас-сификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
– формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного по-ведения;
– использование речевых средств для решения коммуника¬тивных и познавательных задач;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер¬стниками.

воспитательных результатов:
– духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо событии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувст-вовал нечто как ценность).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень:
– приобретение первоклассниками социальных знаний (об общественных нормах, уст-ройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достиже-ния данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителя-ми положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень:
– получение первоклассниками опыта переживания и позитивного отношения к базо-вым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьни-ков между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дру-жественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приоб-ретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень:
– получение первоклассниками начального опыта самостоятельного общественного действия, освоение социально приемлемых моделей поведения.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспи-тательные эффекты:
– на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспи-тания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
– на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности младших школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
– на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения младшими школьниками элементов опыта нравственного поведения и жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Знакомьтесь, это я (8 часов)
Кто ты? Будем знакомы. Мой портрет. Моя семья. Под крышей дома моего. Моя родо-словная. Мои родственники по линии мамы / папы. Мир, в котором я живу. Я и мои друзья. Земля, на которой я живу. Я – гражданин своей Родины. Моя маленькая родина.

Раздел 2. Моя школа (8 часов)
Букет первоклассника. Школьная мозаика. Законы школьной жизни. Ты должен это знать. Распорядок дня. На зарядку становись. Здоровье – это здорово. Будь здоров без докторов. Правила безопасности.

Раздел 3. Мой класс (7 часов)
Мой класс. Традиции моего класса. Законы школьной жизни. Как я отношусь к людям. Мои добрые дела. Мои жизненные принципы.

Раздел 4. Мои учебные достижения (8 часов)
Учимся ставить цели. Мои цели. Мое созвездие успеха. Путешествие по предметным страницам.

Разделы 5-7. Мои достижения. Мои проектные работы. Пожелания и отзывы (3 часа)
Мои достижения в школе и вне школы. Творческие и игровые проекты. Пожелания и отзывы.

Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками в 1 классе (1 час в неделю, всего 34 часа).

Посмотреть программу полностью и скачать календарно-тематическое планирование можно    здесь

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Соус с сыром